Ну, во всяком случае, принято считать именно так. Взрослые люди, размякнув от воспоминаний, называют друг друга старыми прозвищами и взахлеб рассказывают всем, кому не лень их слушать, как здорово было учиться и какие проделки они устраивали.
Но меня мучают смутные сомнения - а правда ли это? Так ли уж чудесно было каждый день вставать в шесть утра и тащиться в школу с тяжеленным, набитым учебниками и тетрадками портфелем? Так ли уж замечательно было каждые сорок пять минут менять тему для размышлений, резко переходя от синусов и косинусов к Пьеру Безухову или Родиону Раскольникову? Так ли уж здорово было, вернувшись домой, провести все над теми же учебниками еще часиков 5, при этом выслушивая нотации от родителей за невымытые в доме полы? А экзамены? Сколько нервов было потрачено на них, чтобы сразу же после экзамена благополучно забыть все то, что вряд ли когда-нибудь могло пригодиться тебе в жизни, например, химические формулы, задачки по физике, алгебраические уравнения и геометрические теоремы? Ну, это я лично про себя, а кому-то другому без косинусов жизнь была не мила, а вот образ Обломова в произведении Гончарова наводил зеленую тоску (если честно, то и на меня тоже).
Прежде всего, ребенок, пошедший в первый класс, неизбежно испытывает нервный стресс. Даже детсадовским детям сложно приноровиться к новым условиям и требованиям, что уж говорить про так называемых домашних, не ведавших до сих пор суровой дисциплины. Нужно просидеть неподвижно за партой 35-45 минут урока, а живым, энергичным детям это совсем нелегко. Затекают руки и ноги, тело требует движения, но строгая учительница велит положить руки на парту и внимательно слушать. Внимание удержать очень сложно, вокруг слишком много незнакомого и интересного, начиная от мухи, кружащейся под лампой, и заканчивая косичками девчонки впереди - за них так и хочется подергать. Безусловно, есть учителя достаточно понимающие, они умеют так разнообразить урок, что внимание первоклашек переключается достаточно быстро, и они не успевают устать. Кроме того, существует множество способов немного развлечь малышей - гимнастика для пальчиков, несколько простеньких физических упражнений, шутка, наконец. Но ведь учитель скован рамками урока и программы, он должен за эти 35-45 минут успеть втиснуть в детские головы количество знаний, определенное Министерством образования, поэтому особенно не поразвлекаешься. Опять же учителя бывают разные - одни искренне пытаются облегчить детям их нелегкое бремя, а другие об этом даже не задумываются. И вовсе не факт, что именно вашему ребенку повезет с учительницей. Есть, к сожалению, такие учительницы, которым как будто доставляет удовольствие постоянно одергивать малышей - возможно, таким образом они вымещают на несчастных детях свою неудавшуюся жизнь, не знаю, но от этого не легче.
Я не буду сейчас говорить ни о том, что у первоклассников резко меняется привычный режим дня, не буду говорить о внезапно навалившихся на них умственных нагрузках - думаю, что это понятно каждому мало-мальски любящему своих детей родителю и уверена, что по возможности родители стараются смягчить эти сложности, давая малышам возможность подремать днем. И все-таки, все-таки… Уроки - эти злосчастные палочки и крючочки, через которые прошли мы все. Одному дается, другому никак. И дело не в бездарности ребенка, разумеется. Я и сама пишу, как курица лапой, хотя училась когда-то еще вставочками, с волосяными линиями и нажимом. Не знаю, от чего зависит почерк, но что не от старания, так это точно. Одни родители это понимают, а другие понимать категорически отказываются, заставляя первоклашек по десять раз переписывать строчки с палочками, однако не только не добиваются желаемого эффекта, но только усугубляют проблему. Во-первых, рука ребенка устает, и он уже не в состоянии провести ни одной аккуратной линии, а во-вторых, в нем поселяется тихая ненависть и к палочкам, и к школе, и к противной учительнице, обрекшей его на такие кары небесные. А заодно и глубокая обида на маму и папу, которые, вместо того, чтобы пожалеть, приласкать и сказать "да ладно, плюнь ты на эти крючки", начинают психовать и обзывать его тупицей и бездарью.
А ведь на самом деле нам важна вовсе не красота крючков и палочек. Мы бессознательно переносим на ребенка свои несостоявшие надежды и ожидания и почему-то уверены, что он просто обязан как следует прожить за нас нашу не всегда удавшуюся жизнь. И сидим, сидим рядом с несчастным первоклассником, добиваясь от него невозможного и внушая отвращение к учебе.
В классе у детей свои сложности. Новый коллектив, притирка, лидеры и аутсайдеры - а кому хочется стать аутсайдером? Опять же очень многое зависит от учительницы, сумевшей или не сумевшей организовать, сплотить и подружить эту сырую массу незнакомых и немного напуганных детей. К сожалению, в наше время далеко не все учителя стремятся к тому, чтобы сделать класс единым целым, потому что гораздо проще управлять детским коллективом, не сумевшим подружиться - по принципу "разделяй и властвуй". Страсти среди детей кипят, не всегда вырываясь на поверхность, ибо даже самые маленькие отлично умеют скрывать свои дела от взрослых. Но время от времени варево выплескивается на поверхность, и тогда удивлению нет конца - откуда такие шекспировские эмоции? Дети сбиваются в группки, дружат с кем-то и против кого-то, иногда все вместе, стаей, начинают травить одного из одноклассников или одноклассниц, запросто могут довести его до нервного срыва. Дети жестоки, потому что еще не понимают, что такое эта самая жестокость, и чувства у них пока еще не отшлифованы. Я знаю, о чем говорю - однажды таким образом едва не затравили мою собственную дочь, просто за то, что она очень отличалась от общей массы, была не такая, как все, а дети этого не прощают - не умеют прощать. Пока они маленькие, они дразнят друг друга в открытую, став постарше, меняют методы, те становятся все более изощренными и, соответственно, действенными. В подобных ситуациях роль учителя особенно велика, и - увы - многие из них пользуются своей властью не во благо, а во вред, стремясь превратить класс в послушную аморфную массу.
Я говорю, конечно, не об элитных или частных школах - там несколько другой подход к обучению и воспитанию, а о самых обыкновенных, коих большинство и в которых обучается основное количество детей.

Дети переходят из начальной школы в среднюю, увеличивается количество предметов, увеличивается и нагрузка. Добавляются новые учителя, у каждого свой метод, свои привычки и требования, а наши дети должны подстроиться к каждому, если хотят учиться достаточно беспроблемно. Впрочем, беспроблемно все равно не получается. Все тяжелее портфели, все больше домашних заданий, все сложнее предметы и материал, которым начиняют детские головы. Школьные реформы, ставшие, кажется, перманентными, тоже не облегчают задачу, потому что программа постоянно меняется, учителя сами не успевают разобраться в новых требованиях, так что можно спрашивать с учеников? Отсидев 5-6 уроков в школе, ребенок продолжает учиться и дома, таким образом, его рабочий день растягивается, составляя иной раз 10 часов, а в старших классах - и больше. Представьте себе, что вы на работе должны в течение дня решить задачи сразу из нескольких областей, друг с другом практически не связанных. Не всякому взрослому это под силу, а что говорить о подростке? Он в течение одного дня занимается математикой, биологией, историей, географией, иностранными языками, социальными предметами вроде "человек, государство и общество", и должен преуспеть в каждом. Должен - этого требует от него и школа, и семья. Между тем у каждого из нас склонности самые разные, и таланты тоже. Один математик чистой воды, второй - гуманитарий, и все эти значки для него ничего не значат, третий замечательно рисует, совершенно ничего не понимая ни в скрещивании растений, ни в физических формулах. Для чего пичкать детей академическими знаниями по всем предметам сразу, лично мне непонятно. Нет, разумеется, общее образование есть общее образование, и зачатки знаний из каждой области человеческих наук иметь необходимо, но именно зачатки. А ведь от детей мы требуем по полной программе, причем чем они старше, тем сложнее эта самая программа. Лично я не представляю себе ученого, который должен одновременно разбираться и в философии, и в геометрии, и с легкостью щелкать задачки по химии, и назубок знать все до единой исторической даты. А от детей мы требуем именно этого, так чего удивляться, если они взбрыкивают и не желают учиться? Мало того - мы требуем от них не только знаний в пределах школьной, достаточно сложной программы. Каждый учитель убежден, что его предмет и является наиглавнейшим, поэтому предлагает (а иной раз и заставляет) писать доклады и рефераты, для которых требуется более глубокое изучение темы по дополнительным источникам - с дополнительными затратами времени. Конечно, сейчас существует интернет, в котором можно найти практически все за считанные минуты, уже не приходится бегать по библиотекам и читать толстенные талмуды в поисках крупиц информации, но и данные, найденные в интернете, требуют осмысления и обработки - конечно, в том случае, если подходить к написанию реферата серьезно, а не "чтобы отвязались".
Никто не отменяет и домашних обязанностей, между прочим. И на личную жизнь тоже требуется время. Что такое? Вы считаете, что наши дети еще малы для личной жизни? Да вспомните себя в их годы! Хочется поболтать с друзьями, сходить в кино и на дискотеку, хочется покататься на коньках или велосипеде… И любовь тоже никто не отменял. Да-да, любовь. Влюбляться начинают с первого класса, а к восьмому романы в самом разгаре. Интересно, где они находят на все это время? И нет ничего удивительного в том, что они устают, страдают головными болями и нервными расстройствами.
А если обстановка в классе недружелюбная, процветает соперничество и зависть, если в классе собрались дети из семей с разным материальным достатком, то их жизнь становится особенно трудной, и тогда родители слышат: "Как я не хочу идти в школу!" И возмущаются (со своей точки зрения, вполне справедливо) - не будешь ходить в школу, останешься неучем. А подросток в силу своей духовной незрелости еще не умеет смотреть достаточно далеко вперед и бурчит: "Лучше неучем останусь, чем в твою проклятую школу тащиться". И в знак протеста начинает курить, или пить, а то и вовсе стремится забыться в наркотическом дурмане.
Очень может осложнить жизнь учитель, по той или иной причине невзлюбивший ученика. Вообще бороться с учительским беспределом особенно сложно, ибо у педагогов целый арсенал средств, с помощью которых он может испортить жизнь ребенку, не давая при этом возможности напрямую обвинить себя в травле. Я вовсе не хочу сказать, что все учителя так поступают, но, к сожалению, мы то и дело слышим от своих детей: "Она меня терпеть не может!" И, к еще большему сожалению, встаем на сторону учителя, а не ребенка, доказывая ему, что учителя все, как один, честны, неподкупны и справедливы, а он, тупица и лодырь, еще жалуется. Самое удивительное, что противостояние учитель-ученик возникает не только в тех случаях, когда ученик на самом деле не особенно усерден. Нередко учителя терпеть не могут учеников умных и любознательных. За что? А вот именно за это и не любят - для любознательного ученика необходимо искать дополнительный материал, чтобы насытить его жажду знаний, а не всякому учителю хочется за свою копеечную зарплату прибавлять себе работу. Кроме того, если ученик умен, очень повышается риск опозориться перед ним, а какой учитель такое выдержит? Вот и начинают цепляться к ученику, стремясь доказать ему, что он на самом деле ничего из себя не представляет. Иногда, между прочим, доказывают, на всю жизнь привив ему комплекс неполноценности.

Так стоит ли удивляться, что, закончив школу, наши дети искренне радуются? И настолько ли чудесны эти самые пресловутые школьные годы? Лично я школу до сих пор вспоминаю с содроганием, а мой самый страшный сон - это экзамен по алгебре. Я сижу перед листком с печатью и с содроганием понимаю, что не помню ни единой формулы и обязательно получу двойку. А ведь училась я в очень неплохой школе, так называемой элитной, одной из лучших в городе, и учителя у нас en masse были людьми вменяемыми, достойными и порядочными. А вот отношения с классом, увы, по разным причинам не сложились, и этого достаточно, чтобы задвинуть школьные воспоминания на самые задворки сознания и по возможности их не тревожить.

Перечитала написанное и подумала, что может сложиться впечатление, будто я призываю то ли немедленно закрыть все школы, то ли провести еще одну, совершенно радикальную школьную реформу, а ведь это совсем не так. То есть с моей точки зрения школьная реформа необходима, но цель сказанного вовсе не в этом. Я просто хотела еще раз привлечь внимание родителей к тому, как учатся наши дети, как они чувствуют себя в школе и классе, хотят или не хотят туда идти. Может быть, лишний раз поговорить с ребенком, может быть, сходить в школу и побеседовать с классным руководителем, чтобы хоть как-то облегчить сыну или дочери их непростой труд - быть учеником. А в самых сложных случаях не отвергать сходу просьбу ребенка перевести его в другую школу - совершенно не исключено, что этим вы поможете ему сохранить уважение к себе и веру в себя и свои возможности.
А самое главное - чтобы родители еще раз задумались о том, как чувствуют себя наши дети в семье. Ведь самое важное для ребенка - понимание того, что его любят, что его тревоги и заботы приоритетны для мамы и папы. Я хочу, чтобы наши дети шли домой, твердо зная - что бы ни случилось, мама и папа всегда будут на его стороне, они пожалеют и приласкают, они не начнут с порога устраивать "разбор полетов" и кричать "Марь Иванна зря в дневник не запишет. Паразит, мы столько для тебя делаем, а ты…" А он просто живет и время от времени совершает ошибки, но ведь от ошибок не застрахована и Марь Иванна, правда? И мы с вами тоже. Поэтому давайте будем любить и защищать своих детей. Даже баба-яга сначала кормила, поила и в баньке парила. А мы чем хуже?

Ах, да! И поздравляю всех с началом нового учебного года.

From: [identity profile] wwwolk.livejournal.com


Я школу любил, искренне любил до 4 класса, как только нас перевели от нашей первой учительницы... Во-первых, стало много новых учителей, настраиваться на каждого лично мне было тяжело, отношения сложились только с физиком, историком, и литературой, все остальные предметы стали практически пыткой и хотя учился я неплохо (а мог бы гораздо лучше) сама манера преподавания именно этими педагогами мне не нравилась. Но это было полбеды, у нас был совсем не дружный класс, более того я рос ребенком "домашним" насилие не переваривал (как и теперь) вообще ни в каком виде. И как специально почти все пацаны в классе были если не на учете в деткомнате то уж на плохом счету у зауча точно... Не знаю как сейчас но раньше существовала такая практика, всех перспективных детей загоняли в класс "А" в класс "Б" то есть в мой, загнали всех бесперспективных. из наших 15 парней на четверки учились трое я,Э Леха Кожин и Андрей Кощеев, естественно мы были объектами насмешек и тд. Драться я не умел, как думаешь весело мне в школе было? с восьмого класса я ушел в СПТУ, хотя мог легок идти в 9-10 класс. Ушел просто чтоб свалить из школы. Благо в СПТУ никто не следил ходишь ты на уроки или нет, однако уровень моей подготовки позволил получить при выходе из училища атестат о среднем без единой тройки, это при том что я посещал уроки едва ли на 50%... Можешь представить как учились там? вот такие дела...
Я сколько ни смотрю на наши школы институты и прочее нормальной системы образования в них таки не вижу...

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


То-то и оно. Заметь - ты начал "во здравие", а кончил "за упокой". Начинал с любви к школе, а чем все завершилось? Об этом я и говорю. Увы. Что было, то и есть по сей день.

From: [identity profile] mihpol.livejournal.com


Беда в том, что Софья Власьевна выстроила школу по трамвайному закону (если кто забыл - таблички были у окон в трамвае - "НЕ ВЫСОВЫВАТЬСЯ"). И учитель стал парикмахером, его задача - стричь под одну гребенку. И должно смениться не одно поколение учителей, чтобы в школу пришел Учитель, - хотя бы просто умеющий любить детей.
Мне, моему поколению повезло, я таких еще застал. Если есть желание - пройдите по этой ссылке (не самопиара ради, только из уважения к светлой памяти тех учителей).
http://www.proza.ru/texts/2005/05/17-08.html

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Самое странное, что из всех моих школьных учителей я запомнила (и сохранила доброе чувство) только одну - нашу русачку Эдиссу Романовну. Причем именно за то, что она резко выбивалась из общего ряда учителей и очень спокойно относилась к требованиям программы. И сочинения мы писали не только про "образы", а и на действительно интересные темы.
Я обязательно прочту то, что по ссылке, мне интересно.
Да, наши учителя в массе своей не любят детей и терпеть не могут свою работу. Это и страшно. А между тем, человек проводит в школе от 9 до 12 лет жизни, огромный срок, и в самом нежном, податливом и уязвимом возрасте.

From: [identity profile] kusochek-syru.livejournal.com


Мне, наверное, везло. А может -- я была слепая, глухая и нечувствительная (читай, жила в своем мире). Школу я вспоминаю без всяких отрицательных эмоций, хотя бывало всяко, и мерзко в том числе. Опыт. Так я об этом и вспоминаю. Я не помню, чтобы мне не хотелось идти в школу и защищать меня от нее не приходилось. Родители тоже не свирепствовали. И никогда я не воспринимала школу, как тяжелый труд. Я просто не трудилась особенно и прекрасно осознавала это. В некоторых классах я наслаждалась привилегиями, а там, где не -- сидела смирно. У меня не было ни малейшего представления о том, что со мной будет дальше, никаких далеко идущих целей, только неясные и совершенно нереальные мечты (я и сейчас такая же). Учеба ради учебы -- видимо так меня воспитали. И, хоть я особенно не напрягалась, мне, все таки, было интересно. Хотя и ностальгии по школе, в общем, нет. По музыкальной школе есть, да еще как! Система музыкальных школ -- замечательная система, хоть и тоже порождение советской власти. Сидеть по 5 часов каждый день над учебниками до 8го класса мне в голову не приходило да и много было других дел, а после 8го класса я вообще ушла в музучилище. Вот где было весело. Хотя и страшненькое тоже творилось, к сожалению.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Вот смотрите - буквально каждый отмечает, что в школе "творилось страшненькое", даже те, кто в принципе никаких отрицательных эмоций по отношению к ней не испытывают.
А ведь это о многом говорит:((

From: [identity profile] kusochek-syru.livejournal.com


Конечно, говорит. Но то, что многие не испытывают отрицательных эмоций, свидетельствует о том, что психика многих детей -- она, как бы это выразиться, resilient. Конечно, у всего есть предел. И все люди разные.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Знаете, если бы детская психика не была такой устойчивой и самовосстанавливающейся, думаю, из школы бы люди шли прямиком в психушки. И все-таки то, что творится в наших школах - очень, очень плохо. Так быть не должно.

From: [identity profile] 4chetverti.livejournal.com


Постаралась забыть школу как страшный сон сразу после выпускного. Когда смотрю на детей и вдруг начинаю завидовать, мол, у них все впереди - сразу одергиваю себя, вспоминаю про школу и экзамены в институте и зависть как рукой снимает, сразу их жалко становится.

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com


А я любила школу. Несмотря на невероятную жестокость окружавших меня детей. Зато с учителями у меня были хорошие отношения в старших классах, потому что мне было интересно учиться, а им -- приятно учить любознательную ученицу... Пишу я тоже как курица лаой, но моя мама всегда считала это скорее признаком интеллекта.

А прописей теперь, кажется, не пишут.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Вот и вы тоже. Школу любила, однако про жестокость окружавших вас детей помните до сих пор. А так быть не должно.

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com


Насколько я понимаю, это камешек в мой огород: "Взрослые люди, размякнув от воспоминаний, называют друг друга старыми прозвищами и взахлеб рассказывают всем, кому не лень их слушать, как здорово было учиться и какие проделки они устраивали". :))

Отвечу так: у меня много негативных воспоминаний о советской школе, об ее идеологическом насилии, о рабском труде детей во время т.н. "летней практики". Но не это вспоминается мне в первую очередь, когда я думаю о своих школьных годах.

Советское базовое образование я до сих пор считаю идеально сбалансированным: в нем не было ничего, что ученик даже с весьма средними способностями не мог бы усвоить на "удовлетворительно". В нем не было "лишних" предметов. Потому что "лишних" знаний вообще не бывает, - особенно если учесть, что мозг не развивается и увядает без тренировок.

Пригодились ли мне знания, полученные в школе? Безусловно. И, уверена, пригодятся еще не раз. Но главное, что дала мне школа - она научила меня учиться, она сформировала мое логическое мышление, она систематизировала мои знания. И если я забыла какой-то факт, дату, цитату или формулу, то благодаря этой системе я, по крайней мере, знаю ГДЕ это искать.

А что касется школьных унижений... Не бывает школ без унижений. Нигде в мире. И это тоже своего рода школа - школа жизни. Научишься ли ты постоять за себя или нет. Преодолеешь или не преодолеешь. Да, многие мои одноклассники радовались окончанию школы. Но недолго. Потому что в институте и на работе унижений оказалось гораздо больше (не говоря уж об армии), а самое главное - уже НИКТО не делал им скидок на их способности или на их возраст. Ибо НАСТАЛА ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Никаким камешком в огород тут и не пахнет, хотя, безусловно, именно тот твой пост вкупе с Дарьиным дневником сподвигли меня на эту тему:)) Сосбтвенно, яписала это, как статью в определенный совершенно журнал, но там сказали, что это типа не их формат. Жалко же, если текст пропадет? Вот я и запостила.
Понимаешь, лично у меня к школе нет совершенно никаких претензий. То, что не сложилось с классом, не имеет никакого отношения к школе, которую я заканчивала. Учителя у нас были действительно вменяемые и порядочные люди. ОДнако же я и тогда считала, и сейчас считаю, что очень много времени потрачено впустую, что я учила то, без чего вполне могла обойтись, и не учила того, без чего обойтись не могла.
Я убеждена, что необходимо дифференцированное обучение в зависимости от интересов и склонностей детей.
Ну, а отношение учителей к детям - это тема отдельная и очень больная.
Кстати, вот в институте нас никто не унижал и не оскорблял, а, напротив, относились к нам с большим уважением.
А что касается "школы жизни" - тут я с тобой категорически не согласна. Таким же манером можно считать нужной школой жизни, допустим, армейскую дедовщину. Нельзя научить стойкости и уважения к себе и окружающим через унижения и оскорбления, а вот на всю жизнь заработать комплекс неполноценности - запросто. Школа отчаянно нуждается в реформе, только не в том виде, в котором ее перманентно реформируют сейчас.
Однако это тема для совершенно другого поста. Я-то в основном говорила о том, чтобы родители внимательнее отнеслись к своим детям.

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com


Хорошо, а как ты представляешь себе идеальное обучение ребенка с его последующей идеальной адаптацией в обществе? Учитывая при этом, что общество у нас такое, какое есть.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Ууууу... ты хочешь, чтобы я это быстренько в одном комменте развернула? Учитывая наше общество, как ты очень справедливо заметила?
Мечтать-то невредно:))

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com


Стало быть, приходится довольствоваться тем, что есть. Не исключая при этом конфликтов с учителями и школьной администрацией - ведь мы, родители, должны быть внимательнее к своим детям.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


я о чем писала-то? Об это и писала - что не требую немедля закрыть все школы или быстренько их реформировать, а исключительно хочу, чтобы родители относились к своим детям и их трудностям добрее и внимательнее:)) А тебе лишь бы спорить:))

From: [identity profile] mama-sonia.livejournal.com


Учится да, любила, и косинусы, и образ Печорина, и про полезные ископаемые. С учителями было легко, меня уважали за знания и серьезность, я -- далеко не всех, многих ненавидела за издевательства над менее удачливыми в учебе одноклассниками, за равнодушие и несправедливость. Одноклассники тоже всякие попадались, но по большей части чувствовала себя чужеродным предметом, который в лучшем случае просто обходят стороной. Мечтала стать учителем и сеять разумное доброе...К 9 классу школа опротивела настолько, что начались психосоматические проблемы, учиться по некоторым предметам (история партии и т.п.)перестала вообще, от выпускных экзаменов закосила. Короче -- школу ненавижу. За обоюдную тупость, отсутствие человеческой логики, неуважение элементарных прав человека. Хороших учителей боготворю. Обычных -- уважаю.
В Израиле может знаний и поменьше дают в некоторых областях, но кричать "идиот, тебе путь только в ПТУ" никто не посмеет.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Вот это и есть самое главное, а знания, в конечном итоге, дело наживное. Кто захочет их получить - получит. Кто не хочет, тому никакие учителя не вдолбят. А вот уважение к самому себе через издевательства и оскорбления не прививают.

From: [identity profile] pascendi.livejournal.com


Я школу не любил. Учиться мне было скучно, поскольку я очень много читал и быстро схватывал. Темп, который давали в расчете на средних, а то и отстающих, был для меня слишком медленным.
С учителями мне скорее повезло, чем нет. Во всех трех школах, где мне случилось учиться, были, конечно, учителя "средние", но были и отличные.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Так вот то-то и оно. Школьные годы чудесные - а обратите внимание, все до единого, даже вроде защищая, вспоминают что-нибудь крайне неприятное про свою школу. Очень показательный момент.

From: [identity profile] attackerx.livejournal.com


Из 10 лет жизни в любом случае найдется вспомнить что-то негативное. Но у меня в первую очередь вспоминается хорошее, - многие учителя были замечательными людьми, много друзей было в школе. В старших классах вообще было замечательно, весной играли в волейбол на переменках на улице, в выходные раз в месяц собирались половиной класса пить водку ))

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Хорошо, что хоть у некоторых воспоминания хорошие. Потому что вообще-то в абсолютном большинстве как раз всплывает негатив. А раз его так много, то ничего особенно радостного я в этом не вижу.
.

Profile

snake_elena: (Default)
snake_elena

Most Popular Tags

Powered by Dreamwidth Studios

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags