Мой спонтанный пост о "доброте и хорошести" неожиданно привел к длинному и серьезному разговору с моим чудесным виртуальным kusochek_syruдругом. Разговор длинный, по сути очень содержательный, а на самом деле - никуда не ведущий. Потому что в конце концов мой чудесный kusochek_syruоппонент сказал сакраментальную фразу: "Меня волнует исключительно справедливость. Просто так. Не потому, что я добрая и хорошая, а просто так."
И поэтому мне хочется - тоже просто так - еще раз повторить свои же собственные слова: справедливости на свете нет. Никакой. Ни на высшем уровне, ни на государственном, ни на общественно-коллективном, ни даже на семейном. Ее просто не существует.
Да, разумеется, человечество всегда, во все времена существования манила эта исключительно приятная идея. Да, конечно, как было бы здорово, если бы нам "воздавалось по делам нашим". Да, безусловно, было бы прекрасно, если бы все сделалось, наконец, справедливым, и в мире исчезли бы слезы, голод, обиды и несчастья.
Некоторые уже попробовали внедрить эту идею в жизнь. И внедряли ее больше семидесяти лет. И позорно провалилсь. Потому что идея порочна изначальна.
За что выгнали из Эдема Адама и Еву? Они не виноваты. Подлый змей обманул их, нагло и бессовестно. Несправедливо! Но справедливости нет - и Господь безжалостно выставил их вон, добывать пропитание в поте лица своего, а Еве навесил еще и дополнительное наказание.
Почему Вовка из соседней песочницы попросил мою машинку на десять минут, а сам взял и сломал ее? Это нечестно! Это была моя машинка, такая красная, такая любимая! Но справедливости нет - и бесстыжий Вовка нагло ухмыляется, глядя на мои горькие слезы.
Почему Катя поступила в институт, а я нет? Мы получили на экзамене одинаковые оценки, но Катин папа учился когда-то вместе с ректором института, а мой нет, и теперь Катя учится, а я торгую в киоске.
Почему у Марь Иванны все в жизни складывается так удачно и гладко, хотя она вроде и усилий особых не прилагает, а на меня вечно сыпятся несчастья - то обокрали, то сократили, муж пьяница, дети двоечники. А ведь мы с ней выросли в одном дворе, учились в одной школе и в одном техникуме, познакомились с двумя ребятами-друзьями и наичнали совершенно одинаково? И работаю я ничуть не хуже, чем она, усилий прикладываю даже больше, но ей везет, а мне - нет. Несправедливо!
То-то и оно. Воспитательница в детском саду больше любит Танечку, а не Вареньку - просто так, Танечка ей почему-то нравится больше.
Наташин папа - удачливый коммерсант и покупает ей больше модных нарядов, чем мне. Нечестно, чем я хуже? А зато Машина мама запрещает ей красится и ходить на дискотеки, а моя мне разрешает. И Машка кричит, что это нечестно.
Центр занятости населения с легкостью находит работу людям простых профессий и не может трудоустроить интеллигентов, инженеров, врачей, учителей. Это несправедливо, ведь мы можем принести столько пользы государству!
У соседа на огороде земля сама родит, а у меня - вода и песок. Да что ж это такое, ведь налог на землю мы платим одинаковый! Несправедливо!
Ну, и так далее. Примеров не счесть, каждый найдет их немеряно как в своей жизни, так и в чужой. Вон по телевизору день и ночь кричат о несправедливости. Не далее, как сегодня краем глаза видела передачу Малахова - кого-то там в квартире уплотняют, он не пускает новых жильцов, те и другие в голос кричат: несправедливо! И те, и другие правы, между прочим. С их точки зрения (каждого!) это несправедливо.
В конце концов, даже смерть несправедлива - она забирает не только немощных, старых и больных, которые иной раз с радостью приветствуют ее приход, а молодых, здоровых, красивых, счастливых, только на пороге жизни...
Ну, нету справедливости, ребятушки, нету. Детсадовскому ребенку это понять трудно, конечно. Но, стоит нам немного повзрослеть и по-настоящему столкнуться с жизнью, и мы должны бы это понять - и принять. Ан нет. не понимаем и не принимаем. "Я сама была такая триста лет тому назад" (с). Тоже размахивала знаменем справедливости и кидалась в бой при каждом удобном и неудобном случае. Причем не за себя - куда там! За себя я никогда не сражалась. Я добивалась общей, высшей справедливости. И получала по темечку. И снова. И снова. И снова.
А теперь поняла, наконец. И не нужно уповать на справедливость, ее нет и не будет. Есть ты сам и твоя жизнь, и далеко не всегда она воздаст тебе сторицей за все твои труды и усилия. Может так по лбу настучать, что потом будешь обалдело крутить головой и вопрошать: "За что?" А никто не обещал, что будет хорошо. Нет, это не значит, что нужно сложить ручки и сидеть тихо - мол, раз справедливости не будет, стало быть, и делать ничего не надо. Делать - надо. Потому что если делать Ничего -- Ничего получишь и в ответе. А будешь прилагать усилия -- раньше или позже хоть что-то получится. Только не нужно считать, что жизнь нам должна. Ничегошеньки она нам не должна. Она у нас есть - и этого достаточно. Это справедливость земная. Жизнь дана каждому из нас, а дальше - все сами, все сами. А она время от времени будет подставлять нам подножки и с интересом смотреть, как мы выпутываемся.
А высшая справедливость, вероятно, ждет нас за Порогом. По крайней мере я в это верю.
.

Profile

snake_elena: (Default)
snake_elena

Most Popular Tags

Powered by Dreamwidth Studios

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags