Сегодня утром, нежась под горячим душем, размышляла об "Евгении Онегине".

В этом месте мне бы следовало коротко вздохнуть и скромно отвернуться, задумчиво глядя куда-то вдаль, чтобы все сразу поняли - именно этим я всегда занимаюсь, нежась под горячими струйками воды. В смысле - размышляю о высоком. В частности, о литературе. Но, как человек честный и ни разу не ДБД, я сразу разобью возникшие случайно иллюзии - обычно, принимая по утрам душ, думаю я о вещах очень даже земных: что рис опять кончился, а на рынок идти лень, но придется, что нужно сегодня помыть лотки и полы,и все таке прочее. Ну, или же об оргазмах - но о них в силу специфики своей работы я думаю почти постоянно.

А тут, значит, об "Евгении Онегине". Причем совершенно непонятно, с какого перепугу - я его в последний раз перечитывала лет 10 назад, и как-то не занимал он с тех пор моих мыслей денно и нощно. И думала я примерно следующее: вот, мол, Пушкин - это наше все, а "Евгений Онегин" - это все Пушкина. И все мы знаем со школьной скамьи, что мой дядя самых честных правил, что я к вам пишу - чего же боле и что я другому отдана и буду век ему верна.
Более продвинутые наверняка вспомнят, что "вряд найдете вы в России целой три пары стройных женских ног", а также что "чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей", и то еще переврут и скажут "тем больше". А самые-самые продвинутые даже скажут, что "Зима, крестьянин торжествуя" - это никакой не Некрасов (ну очень распространенная ошибка), а самый что ни на есть "Евгений Онегин".

А так вообще помним ли мы, о чем этот роман в стихах? Я-то, прямо скажем, никогда не была большой поклонницей нашего всего, в мрачной юности предпочитая ему мрачного Лермонтова и витиеватого Северянина, а потом и вовсе перестав воспринимать поэзию.

Короче, вышла я из душа, тщательно вытерлась, оделась (извините, это последствия последней переведенной книжки, она вся написана таким стилем, там каждое совершенное героями действие описывается в мельчайших подробностях) и вытащила из шкафа томик светоча русской поэзии. И села перечитывать.
Не, врать не буду, я не упивалась каждым словом и каждой строчкой и читала-то в основном по диагонали, но все-таки уловила суть. То есть сам сюжет романа примитивен до безобразия - эдакий русский Чильд-Гарольд, как называет его А.С., не успев начать жить, в жизни резко разочаровался. Не он первый, не он последний, молодсти вообще свойствен такой подход, я хоть и согнута годами, но все равно это помню. Чем более ты разочарован в жизни, тем интереснее выглядишь и тем больше привлекаешь к себе внимание лиц противоположного пола. Вот и Онегин привлекал. Но очень скоро его, бедняжку, настигла хандра:
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели.


Хандра мучила его и в деревне (а вот если б он землю пахал или еще чего полезного делал, не до хандры б ему было), чем он , конечно, мгновенно привлек к себе внимание неискушенной романтичной провинциальной барышни Татьяны. Та по наивности своей, да начитавшись Ричардсона, пишет ему письмо, выслушивает, как мы все помним, суровую отповедь петербургского денди, который, разумеется, не хочет, чтобы его обвинили в растлении несовершеннолетней (кстати! На этот раз я вычитала, что Татьяне было всего 13 лет!
Кому не скучно лицемерить,
Различно повторять одно,
Стараться важно в том уверить,
В чем все уверены давно,
Всё те же слышать возраженья,
Уничтожать предрассужденья,
Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет!

Вот нравы были, а?)

От скуки разочаровавшийся в жизни Онегин ухлестывает за чужой невестой, Ольгой Лариной, та по юности и наивности своей даже и не поняла, что это было, однако заезжий денди убивает несчастного Ленского, причем убивает исключительно из-за "общественного мненья", хотя прекрасно понимает, что сам во всем виноват:
...Евгений
Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
X
И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно. Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.
XI
Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце. «Но теперь
Уж поздно; время улетело...
К тому ж — он мыслит — в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов...»
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

То есть с одной стороны он презирает общество, а с другой только из-за его мнения, из-за "хохотни глупцов" убивает восемнадцатилетнего пылкого юношу.
А потом сваливает из деревни - и то, думаю, нравы там были не такие толерантные, как в Питере, и соседи подвергли бы его остракизму. Впрочем, Пушкин об этом ничего не говорит, так что тут только мои догадки.

Впрочем, Пушкин считает, что смерть Ленского - это правильный ход, потому что:
...поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

И чтобы, значит, избежать такого удела, его шлепают во цвете лет, и очнеь скоро о нем все забывают, в том числе и ветреная невеста, быстро утешившаяся с заезжим уланом.

А несколько лет спустя наш Чильд-Гарольд встречает Татьяну преобразившуюся - не юную провинциальную невежественную девочку, а холодную княгиню, и влюбляется в нее по уши. И, ясен пень, получает отставку.
Вот и весь примитивный и банальный сюжет. А если учесть текст "от автора", то я бы реально запретила изучать "евгения Онегина" в школе, да еще в самом восприимчивом возрасте. Нет, ну правда. Вот эта Онегинская хандра, то, как он презирает общество - да это же напрямую подталкивает молодежь к суициду! Если все немило, все постыло, делать совершенно нечего - так что остается-то?
Опять же сам А.С. говорит какие-то уж совсем стремные вещи, например, честно признается, что попортил немало девиц:
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!
Не то... не то, избави боже!
Я это потому пишу,
Что уж давно я не грешу.


Или, к примеру, сообщает, что:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;


Вообще, оказывается, Пушкин людей не любил, прямо скажем. Вот, к примеру:
...два-три романа,
В которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.


В общем, там много еще, мне просто надоело цитаты выписывать. Кто пожелает, может сам перечитать и составить, наконец, единственно правильное мнение. А я,перечитавши роман в стихах, поняла, что солнце русской поэзии на самом деле оказывает страшно тлетворное влияние на умы и души молодежи. Счастье еще, что нынче никто не читает пристально и внимательно, а то бы не знаю даже, что могло случиться.
И предлагаю написать петицию об том, чтобы "Евгения Онегина" запретили для прочтения несовершеннолетними вплоть до публичного наказания розгами в назидание ослушникам.
Кто подпишет?:)

ЗЫ: а вот, кстати, и "Ералаш" в тему.

From: [identity profile] canach.livejournal.com


:)))))
я какого-то другого "Онегина" читала, с другим сюжетом
про совершенно безумную, настоящую любовь, от которой радостно и страшно
и это не про Татьяну, с ее из книжки скопированными чувствами, а про Онегина, который первый раз влюбился, да так, что ошалел и себя потерял, наделал глупостей от страха, сбежал - думал, что расстояние и время все вылечат, ничего не вылечил, вернулся - и рухнул снова в эту любовь, дикую, как в болезнь, как под ливень, чистая трагедия

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Ого! Чего только не прочитаешь в этих ваших книгах:))

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com


Ты не ошибаешься насчет 13 лет? Кстати, да, какие были нравы, что убив человека, можно было спокойно гулять дальше вместе со своей тоской. Кстати, денди в начале романа 18 лет. Ребенок совсем в общем.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Я же привела цитату. Я, кстати, это впервые заметила, хотя читала неоднократно.

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com


Вторая глава

Всё в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.

Ее сестра звалась Татьяна..


А? Тринадцать лет?! Старшей сестре Ольги? Да никогда. Потому что тогда сколько же самой Ольше и что это за разврат с Ленским?

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


А шут ее знает, сколько там Ольге. Может, лет 12 было. Кстати, там масса косвенных намеков на их совершенно детский возраст, но я опять же обратила на это внимание только сейчас. Ты перечитай, перечитай внимательно, сама увидишь.

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com


Нет, я так понимаю, что автор хотел сказать, что даже у тринадцатилетней девочки не было бы таких предубеждений или там не помню чего. Это не значит, что Татьяне 13 лет. Ленскому 18, это однозначно указано. Онегину 18 в первой главе, но я думаю, что до смерти дяди прошло некоторое время -- от полугода до двух лет. Так мне кажется. То есть Онегин немножко старше Ленского.
Дело происходит в начале 19-го века. То есть тогда же, когда начинается "Война и Мир" Толстого. А там мама Наташи говорит, что в её время выдавали замуж в 12-13 лет. То есть это раньше так было. То же самое в самом "Евгении Онегине" говорит няня: её выдали замуж в 13.

Там совсем не потому что "был бы разврат, если бы Онегин связался с 13-леткой". А потому что ( и об этом в наше время многие совершенно забыли) не могло быть никаких романов просто так: либо галантно ухаживай и быстренько делай предложение, либо разрывай все отношения. Иначе можно скомпроментировать барышню. Любого, даже вполне взрослого, возраста. И потом её замуж не возьмет никто.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Так я про разврат и не говорю ничгео. Их нравы, че:)

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com


Ну, в смысле, почему он ей отказывает. В общем-то из благородства: жениться он не собирается, а репутацию ей портить не хочет.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Из благородства, думаешь? Это вряд ли. Она ж наверняка сразу на свадьбу рассчитывает, а ему это сто лет не нужно.

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com


Так именно же! Он же мог просто так воспользоваться и бросить, но не стал. Он же ей что-то такое предостерегающее тоже говорит. Она даже ему скорее с самого начала нравится: он отлично видит разницу между ней и Ольгой и говорит об этом Ленскому. Что, мол, если уж хомутаться, то с Татьяной.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Ну все, мы его щас в благородные запишем:) Чож он, такой благородный, на чужую жену рот-то разевает потом? Потому что жениццо не нужно уже?:))

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com


Хм. Да, жениться ужо не надо. Кстати, мне муж говорил, что есть такой тип ухажеров, которые связываются только с замужними женщинами. Потому что никакой ответственности.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


О да, таких хватает. Плюс, я полагаю, в случае с Онегиным сработала именно холодность Татьяны. Я же говорю - Пушкин ничего просто так не пишет, и тут сработал его "чем меньше женщину мы любим", только наоборот. Как аукнулось, так и откликнулось. Сначала он барышням отлуп давал, а теперь сам получил по полной.

From: [identity profile] konstansa.livejournal.com


Лен, было совсем другое время)
Джульетте было примерно 13-14 и в этом возрасте возрасте ее маман уже родила Тибальда.
Старухе процентщице было 42 года.
Вронский был младше Анны на пять лет - вот где разврат)))

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Да я в курсе вообще-то:)) Элк, это ж обычный стеб, ты че?

From: [identity profile] konstansa.livejournal.com


Ты - стебаешься? ты серьезно, с цЫтатами же)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Элла, дорогая, я ж не литературный критик, йолки! И под этим тегом я всегда стебусь. да и не под ним тоже, если уж на то пошло. Скучно быть серьезной:)

From: [identity profile] konstansa.livejournal.com


ты вполне себе рассуждательные умные весчи написала.
чем не лит расследование?)))
а что ржешь, так я тож вечно тут ржу) над серьезным тоже)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Так можно наизнанку вывернуть все, что угодно! Чем я и занимаюсь, собственно:)

From: [identity profile] konstansa.livejournal.com


))) даже Пушкина_наще_все_ не пощадила. жестокая!

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


*сурово* пощады не будет никому!:))

From: [identity profile] gyrates.livejournal.com


А при чём тут 13 лет и Татьяна? 13 лет относится к абстрактной девочке, которая умнее чем абстрактная красавица.

http://samlib.ru/w/woroncowajurxewa_n/larina.shtml Читали? Я хихикала ужас как :)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


А, Воронцова. Читала, да. Ну, она известная ниспровергательница устоев. Она и Анну Каренину, помнится, разложила по косточкам, куда мне до нее.
Не факт, не факт, что к абстрактной девочке, иначе к чему вообще вдруг эта ссылка на возраст? Пушкин вообще мало что писал просто так, от балды.

From: [identity profile] gyrates.livejournal.com


Ну может и не от балды :) Может, в данный конкретный момент ему запала в душу разумная девочка из знакомой семьи (и не в сексуальном плане). Может, он знал из Энеиды два стиха. Может, пересмотрел все ножки в России и нашёл только три пары стройных. А может и писал от балды, руководствуясь ритмом и рифмой :))

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com


Морозы -- розы, например. И еще над читателем издевается.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Вот я и говорю, что он просто так ничего не пишет.

From: [identity profile] konstansa.livejournal.com


я мз Онегина до сих пор помню наизусть несколько первых глав.
Могу ночью прочитать, ежли побудят.
Под петицией не подпишусь) Читать!
Это полезнее чем порнуху по телеку смотреть или нашу рашу.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Поскольку я телевизор не смотрю в принципе, то согласна - читать в любом случае лучше:))
.

Profile

snake_elena: (Default)
snake_elena

Most Popular Tags

Powered by Dreamwidth Studios

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags