или
Гены пальцем не задавишь
псевдо-научное исследование

Ах, воспитание! Ох, воспитание! Сколько написано научных и околонаучных трактатов, сколько сломано копий, сколько порушено судеб! У нас каждый сам себе воспитатель - давно известно, что уж в чем, в чем, а в медицине и в педагогике разбирается каждый второй житель бывшего огромного Советского Союза. А первый тоже в них прекрасно разбирается, просто считает недостойным себя говорить об этом вслух - о чем тут говорить, если и так все очевидно?
Действительно очевидно: воспитывай ребенка правильно, и вырастет замечательный гражданин, достойный звания советского гражданина (а теперь вместо слова "советского" пишем российского, белорусского, украинского, киргизского...нужное подчеркнуть). Что значит "воспитывать правильно"? Ну-у, товарищи, просто стыдно в двадцать первом веке оставаться такими...гм...дремучими. Хорошо, значит, воспитывать. Как? Ну, как: "Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха" - далее по тексту. Теперь остался просто-таки пустячок - объяснить, что такое хорошо, что такое плохо - и пирожок готов. Получайте достойного, умного, правильного, вежливого, замечательного человека двадцать первого века.
Стоп-стоп-стоп. А зачем тогда все ученые трактаты, начиная с Бог знает какого столетия до нашей эры?
Ха! Это-то как раз проще пареной репы - должны же люди как-то деньги зарабатывать? Вот они и зарабатывают, бумагу переводят.
Отличненько. Понятненько. Остается один, последний вопросик, и можно спокойно ложиться спать. Откуда ж берутся нелюди? И почему тюрьмы всего мира до сих переполнены грабителями, насильниками, убийцами? Почему Вася Петров из соседней квартиры ежевечерне вусмерть избивает свою несчастную жену? Отчего Петя Сидоров вместе с Катей Ивановой через день валяется во дворе в непристойном виде, и от них так разит сивухой, что даже мусорная машина глохнет, если подъедет к ним слишком близко? Им что, никто не объяснял про "что такое хорошо, что такое плохо"? Думаю, что объясняли. И книжку читали - не в семье, так в школе, у нас, слава Богу, давно обязательное базовое образование. Плохо, может, объясняли? И объясняли, скорее всего, хорошо.
Ага-ага. Вероятно, Вася Петров вместе с Петей Сидоровым и Катей Ивановой росли в ужасных, неполных семьях алкоголиков и вообще недостойных элементов? Это, конечно, возможно, но не обязательно.
Оглянитесь вокруг, вспомните все, что мы читали, слышали и видели, и станет ясно, что в семьях алкоголиков нередко вырастают замечательные дети, которые прекрасно учатся, стремятся вверх, из этой вонючей канавы, в которой оказались волею злодейки-судьбы, получают образование, женятся и выходят замуж, да еще и непутевых мамок жалеют. Откуда это в них?
И совсем наоборот - прекрасная семья, родители с образованием, работают, детку свою ненаглядную лелеют, а детка чуть не с первого класса растет оторва-оторвой, и никакие научные трактаты, никакие ученые слова и умные мысли ничего с ней сделать не могут.
Примеров хотите? Да сколько угодно порций! Для чистоты эксперимента беру только знакомые семьи либо с одним ребенком, либо с детьми однополыми с небольшой разницей в возрасте. Имен, сами понимаете, не будет, да они и ни к чему, ибо каждый сам таких семей наберет полную пригоршню. Причем - даю честное-благородное слово - все примеры взяты из жизни.

Пример № 1:
Единственная дочь. Родители оба с высшим образованием, люди очень неглупые и удачливые. Дочку (догадываетесь, правда?) любят по-страшному. Ей полагается особая, богатая витаминами и прочим (мама врач) еда, ей покупают (и читают, не нужно говорить, что от нее откупаются!) книги, с ней ездят на курорты, ходят в музеи, театры и кино, она учится в гимназии, ей нанимают репетиторов и прочая, и прочая, и прочая. До седьмого класса девочка неплохо учится, только характер у нее не сахар. В восьмом съезжает с катушек, начинает учится на тройки, невзирая на репетиторов, отличную библиотеку и компьютер с неограниченным доступом в интернет. В интеренете интересуется преимущественно Сейлор-мун из дебильного японского мультика (хорошо, хорошо, пусть не дебильного, но не рассчитанного на пятнадцатилетнюю девушку). С горем пополам, со скрипом, мамиными слезами и папиными продуманными речами (Боже упаси на нее голос повысить!) заканчивает девятый класс, наотрез отказывается учиться дальше. Ее все же убеждают поступить хотя бы в техникум, который она бросает на третьем месяце обучения, прибивается к сатанистам, месяцами не моется и не меняет одежду, пока та на ней не сгниет, то и дело убегает из дома, уезжает в Москву, ее находят, привозят домой...Мама уже поседела, папа сгорбился. Нашла себе кавалера, демонстративно ушла к нему жить. Родители в панике звонят туда, родители молодого человека в истерике кричат: "Заберите ее отсюда, она нашему сыну жизнь сломает, у него защита диплома на носу, а ваша дочь от него не отлипает и заниматься не дает". По-моему, вполне достаточно. Неплохо зная родителей, могу утверждать, что такой судьбы своей единственной кровиночке они не хотели. (Пометка: дед девочки со стороны отца был человеком весьма неадекватным, агрессивным и попросту злобным. Девочка его практически не знала и видела только в раннем детстве раза два, потому что с ним никто из родни не общался).

Пример № 2.
В семье две дочери, разница в возрасте - один год. Одна спокойная, ласковая и мягкая, ходит в евангелистскую церковь, вышла замуж, родила двоих сыновей, сейчас им 5 и 2 года, у нее прекрасная семья, она любит и уважает мать, живущую рядом. Вторая начиная с двенадцати лет убегала из дома, сначала пила, потом перешла на наркотики, занималась проституцией, прижила неизвестно от кого сына, мать вытаскивала ее из совершенно кошмарной ситуации: сына забрали в залог за долг, мать ребенка буквально выкрала, привезла и его, и дочь к себе домой, устроила ее в реабилитационный центр. Через год та вернулась, сидит на шее у матери, работает месяц-два, потом бросает - ее не ценят, к ней плохо относятся; у матери еще двое детей, что называется - поскребышей, 10 и 7 лет, она работает на износ, но дочь этого как будто не замечает, может привести полный дом "друзей", пока мать на работе, с ними съесть и выпить все, что приготовлено на два дня на семью. Правда, наркотики вроде бы больше не употребляет, но от алкоголя по-прежнему не отказывается. Сын практически заброшен.
(Пометка: отец этих молодых женщин, с которым мать развелась, когда дочери были еще в дошкольном возрасте, алкоголик, совершенно неуправляемый, но крайне амбициозный человек).

Пример № 3.
В семье две дочери, разница в возрасте - 2 года. Одна совершенно самодостаточная, уверенная в себе молодая особа, делает карьеру, открыла свое дело, замуж пока не торопится, говорит "успею, надо сначала как следует встать на ноги". Вторая выскочила замуж, родила ребенка, много пьет, на мужа смотрит косо, ребенком, правда, занимается - надолго ли? Поменяла уже несколько рабочих мест, ни на одном не может долго удержаться - "плохие отношения в коллективе, завышенные требования, сами не знают, чего хотят". (Пометка: дед со стороны отца был хроническим алкоголиком, девочки его практически не знали).

Пример № 4.
В семье два сына, разница в возрасте - 2 года. Один очень серьезный молодой человек, ходит в церковь; работая, учился на платном отделении в институте (оплачивал учебу сам), получил диплом юриста, в своей же фирме вырос с продавца до юриста фирмы, получает очень приличную зарплату, женился, счастлив и не собирается останавливаться на достигнутом. Второй - алкоголик, успел дважды отсидеть, пусть небольшие сроки, за кражу, вернувшись домой после второй отсидки, пропивает все, включая телефонный аппарат. Родители дворники, очень простые, но трудолюбивые и спокойные люди. К сожалению, не знаю, что там "в анамнезе", но думаю, что кто-то есть.

Ну и, для наглядности всего сказанного - пример № 5.
Когда я работала воспитателем в Доме ребенка, был у нас в группе мальчик Вова двух с половиной лет. Родился он в тюрьме у матери-воровки, был сразу, как там положено, помещен в тюремный Дом ребенка, потом переведен к нам. Родителей не знал вообще, кроме как мать его какое-то время кормила (там приходят мамашки специально покормить). Отец тоже вор-рецидивист. И вот как появился у нас этот Вова, так стали у воспитателей вещи пропадать - то кошелька нет в сумке, то часы из туалета исчезли...Начинаешь детей укладывать - опаньки! У Вовы под подушкой и часы, и кошелек, и расческа, и все, что угодно. Мы, сами понимаете, за свои вещи не волновались - куда они из группы денутся, но поначалу сильно удивлялись. У нас никто ничего не убирал - дети же маленькие. Потом, как начали Вовин склад потрошить, стали все в сумки прятать - пропадает! Все привыкли уже, прежде, чем домой идти, проверяли Вовины схроны. А он их, между прочим, еще и менял. В два с половиной года!

Да и моя собственная дочь - тоже яркий пример всему вышесказанному. Уж как я ее растила, я-то знаю. (Вдвоем, между, прочим, со средней дочерью, она ей типа за папу была). И воспитывала всячески, и книжки читала, и слова правильные говорила - язык-то подвешен, чего не сказать. И работаю, как прОклятая - а она это, между прочим, видит - и знает, что работаю в основном ради нее и на нее. А она учится через пень-колоду, в комнате своей даже за карманные деньги может месяцами не убираться. Что там за свалка - это страшно передать. Периодически, когда она куда-нибудь уезжает, я самую грязь выгребаю. Можно, я не буду описывать, что там можно найти? Поверьте на слово, это ужасно. Помню, раз из-за кровати вытащила пакет, в который она как минимум триместр выбрасывала несъеденные в школе бутерброды... А я все никак не могла понять, чем у нее в комнате так мерзко воняет, думала, мышь под полом сдохла. Если ей позволить, она будет целыми днями (в букапльном смысле слова, не в переносном) лежать на диване и смотреть телевизор, причем все подряд, независимо от тематики и прочего. Выгнать из дома даже погулять - и то проблема. А уж в магазин сходить, до которого 300 метров - каждый раз скандал.
И уж тут я точно знаю, откуда ноги растут - бывший мой супруг в полный рост. И вот кто бы мне объяснил, как с точки зрения теории воспитания это понимать - ее не он растил, а - подчеркиваю - я со средней дочерью. Но от меня у нее ничегошеньки нет, кроме хорошо подвешенного языка. А вот с точки зрения моей теории все очень даже понятно. Его гены оказались сильнее, и все дела.

Ну, и в заключение стоит вспомнить детишек, которые отрывают бабочкам крылья, мухам лапки, потом ломают котятам хвосты и откручивают птичкам головы. Очень я что-то сомневаюсь, что этому их родители дома учат. Может, и есть такие отморозки мамы и папы, но их - ничтожное количество. а вот детишек таких хоть отбавляй. Не факт, конечно, что из них из всех Чикатилы повырастают, но все равно очень показательно. - откуда в них это? Сказать, что от любознательности - тоже верится с трудом. Тогда бы все дети так свою любознательность удовлетворяли, а это пока, слава Богу, не наблюдается. Нет, это гены их действуют.
А все наше воспитание - это просто флер, глянец наведенный, и не более того. И чуть жизнь тряхнет, так глянец идет трещинами. Это я специально примеры такие яркие подбирала, а ведь чаще проявляется все спокойнее, "скромнее", что ли. То муж жену изводит придирками, то жена мужа, то детей мытарят - тоже вряд ли их кто-нибудь этому учил.
А если бы воспитание решало все проблемы - какая у нас сейчас была бы жизнь!!!
Но - увы - гены пальцем не задавишь, и как бы мы ни старались воспитывать, как говаривал Лев Иванович Гуров - "что выросло, то выросло".
А жаль.

From: [identity profile] ksyu.livejournal.com


ты в очередной раз меня напугала...

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


А жить - не страшно?
Это ведь все жизнь как она есть, и не более того...

From: [identity profile] kuguar.livejournal.com


Мне говорили, что это не гены, а интроекты, в случае, если семья действительно нормальная, и в ней нет тайных тараканов, не видных со стороны. Я не специалист, и природу этих самых интроектов представляю слабо. Насколько понимаю, девушке из первого описанного случая (она ведь уже взрослая) надо принять своего злобного деда, чтоб ее отпустило. Вроде как детям тяжело именно в случаях, когда среди прямых предков был родственник, которого родители не принимают, про которого молчат. А про последний случай мне говорили, что если женщина не выносит каких-либо черт своего мужа, то их ребенок будет даже преувеличенно демонстрировать эти черты своей матери. А гены вроде определяют крепость психики, т.е. сможет ли человек все-таки строить что-то позитивное из своей жизни, несмотря на груз прошлых поколений, или пойдет вразнос.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Ну, так исследование-то псевдо-научное:))
Я ж не претендовала на то, что там все истинно и основано на биологических и каких там еще фактах - так, наблюдения из жизни.

From: [identity profile] lisa-dv.livejournal.com

Прости, мать, вот только добралася...


Да, интересно это всё...
(В панике пробежалась по родне своей и мужниной на пару поколений назад - фууууууух...)
Просто случай из недавней практики - ещё на прежней работе посетили мы толпой опекаемый нами детдом. Младшая группа - дети 3-4 лет. Даже говорят плохо. Подарки раздали, вышли... хвать! у начальника из кармана ключи от машины исчезли. Я - ищи в группе. Он - да это ж ДЕТИ! Дети, да. Говорить не умеют - воровать умеют. У одного из младенцев ключи и нашлися...

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com

Re: Прости, мать, вот только добралася...


Что-то я аж офигела - чегой-то ты полезла в такие старые дебри?:))
Но во всяком случае ты, похоже, поняла, о чем я, правда? И ведь если внимательно всмотреться, то это становится более, чем очевидно - никакое воспитание ни хрена не дает. В основном гены, ити иху маму.

From: [identity profile] lisa-dv.livejournal.com

Гены, ага... крАкОдилы...


Дык этта... читала привинченный сверху пост... Всё просто...

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com

Гены, ага... крАкОдилы... И Чебурашки с ними:)))


*грозным голосом* В таком разе почему ты прочла оттудова только два поста, а?:)))

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Дык ведь если вдуматься, так оно и есть. А ученые все науки какие-то придумывают, все рекомендации дают:))
Навошто? (как говорят у нас в Беларуси)

From: [identity profile] aikin.livejournal.com


Ну, я думаю, что тут все в кучу... И гены, и воспитание и то, что видит ребенок вокруг.. (не редко воспитать пытаются, вопреки тому, как сами делают...)
В первом случае - сами приучили дитятку, что она - центр мироздания...
Мне уже страшно... Как сравниваю я своих двоих, так в тихий ужас прихожу...
Боюсь, даст мне краля моя и прикурить и про....ться... :(

From: [identity profile] horkugnilongatr.livejournal.com


В этот список контрастов прекрасно вписались бы мы с младшим братом: я кандидат наук, экономист в крупной фирме, верный муж и хороший отец, не пью и не курю.
Брат - усилиями всей семьи окончил школу, исключили из института, нигде не работает, патологический врун, курит с 12 лет...
Правда, известных мне прототипов моего брата в семье нет. Наверное, это уж очень далекие предки...

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Может, и далекие. Может, боковая линия какая-то - никогда не угадаешь, откуда что вылезет. Но тенденция имеется, безусловно.

Вот почему-то ваш брат стал таким? А ведь воспитывали его совершенно по-другому.

From: [identity profile] menudo-culete.livejournal.com


у моего брата был афоризьм: "Гены передаются по воздуху" :)).


From: [identity profile] menudo-culete.livejournal.com


:)) нет, это не о "ветром надуло".

А вот, например, о таком, что после многих-многих лет замужества - моя мама обнаружила в себе общие черты со... свекром! И это при том, что они не просто разные люди, а ... натуральные антагонисты!
А какая была развеселая жызнь у мамы в отцовой семье, так я Вам лучше и рассказывать не буду.... И вот, при всем при этом...

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Со свекром? Забавно:)) НО ведь не зря же говорят - с волками жить, по-волчьи выть. За много лет жизни невольно перенимаешь те или иные черты, даже неприятные тебе. И они проскакивают, если за собой не следишь. А потом иной раз аж ахнешь - мол, откуда это у меня?

From: [identity profile] menudo-culete.livejournal.com


не то чтобы перенимаешь осознанно - а "впечатываются", имхо.

гадостей мама бы перенимать не стала - не тот человек, не пристало бы к перышкам.
Но такой бережлииииивой-бережлиииивой сделалась - говорит, ну вылитый батя :))).

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Осознанно - это уже совсем другое. А такие вещи прилипают бессознательно и незаметно, и потом вдруг сильно удивляешься - откуда это взялось?

Бережливая - это и неплохо, кстати. Не самое худшее качество, особенно в наши дни:))

From: [identity profile] menudo-culete.livejournal.com


угу-м.

Дед говаривал: "Подальше положишь - поближе возьмешь".

А тому феномену, о котором мы сейчас толкуем, у него было потрясающее определение: "Семь лет с худОбой - сам худОбой стал!!" :)))))))).

Вы, конечно, знаете, что есть худОба?

но я, признаюсь, в глубине души более-менее то же думаю о генах и муштре, что и Вы изложили.... каюсь, не знаю, сумела ли бы я усыновить....

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Знаю, конечно:))

А что тут каяться? Я про себя точно знаю, что не сумела бы, потому что совершенно неизвестно, что там заложено, а насмотрелась на все это ого-го, сколько. Это такой риск... Я считаю людей, которые берут детей на усыновление, героями - в случае, если они идут на это с открытыми глазами и примерно представляют, через что им придется пройти.
(screened comment)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Когда вылезает бог знает что у тебя, тут все понятно - это твое, и никуда уже не деться. А когда это чужой по крови ребенолк, то крышу может снести запросто, и я никогда не буду осуждать таких родителей, потому что они, скорее всего, и не виноваты нисколько.
Всякие бывают ситуации, в том числе и подобные описанным вам. Это счастье. А бывает, увы, что человек душу вложил, а получил на выходе кошмар на улице Вязов. И кого винить? И за что ему такой крест?
Поэтому я бы на усыновление не пошла никогад.

Скрою, конечно, нет проблем:)

From: [identity profile] menudo-culete.livejournal.com


не деться никуда - да и свое таки не пахнет. Легче простить ребенку _свои_ недостатки, чем чужие.

Здесь все же это как-то по-другому, ИМХО... Мы в Испании живем. Не знаю почему, но по-другому. Международных усыновлений без счету - испанских сирот исчезающе мало. Одна знакомая сперва привезла старшую девочку из Колумбии. Потом достался-таки испанский мальчик, новорожденный - ждала четыре года.

А вот еще - у моего сына есть одноклассник, мальчик из Непала, усыновленный в Испанию. Усыновленный в сознательном возрасте. Он совершенно непринужденно детям рассказывал, что у него две мамы - одна в Непале, а другая здесь. Его из семьи усыновили, не из детдома!!!!! Рассказала маме по телефону - мы обе в шоке были. Однако - я в курсе, что там бедность не просто страшная, а запредельная. Может, мать была рада, что ребенок будет банально сыт.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Ведь это так здорово, когда в стране нет детей-сирот!
А из Непала и прочих нищих стран, наверное, и вправду отдают, чтобы дети хоть сыты были. Они ж там рожают без счета, а прокормить не могут.
Я вообще не понимаю воплей, как в России или у нас, в Беларуси, что, мол, ни пяди врагу - не отдадим наших детей в проклятую иностранщину, пусть лучше дома с голоду сдохнут:((
.

Profile

snake_elena: (Default)
snake_elena

Most Popular Tags

Powered by Dreamwidth Studios

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags