snake_elena: (lady)
([personal profile] snake_elena Dec. 8th, 2006 01:31 am)
Часть третья
часть вторая

До Нового Года осталось 24 дня.

Осталось повспоминать совсем немного. Да, Новый Год я всегда встречала только дома, но это не значит, что к нам никто не приходил. Раньше - я сейчас вспоминаю это частично с умилением, частично с недоумением - дверь в мою квартиру просто не запиралась. Ни днем, ни ночью. Тогда у нас было много друзей, и они могли завалиться к нам в любое время суток - попить чайку, передохнуть перед новым броском, перекурить, просто поболтать. Помню, однажды у меня гостила сестра - в отличие от меня, дама весьма строгих правил. Дело шло к полуночи, мы уже собирались ложиться спать, как вдруг дверь распахнулась и ввалилась знакомая молодая семейная пара. У них была маленькая дочь, и выбрать время для дружеского визита им было в те времена не так-то просто. Они притащили бутылку какого-то винчика, я поставила чайник, а сестра, извинившись, удалилась к себе в комнату. Минут через пятнадцать она вызвала меня из кухни (ну, естественно, что за странные вопросы! Все посиделки проходили в кухне, старая советская традиция) и поинтересовалась, что у них такое случилось.
-Ничего не случилось, - удивилась я. - Пришли повидаться, мы уже неделю не общались, а то и полторы.
-А почему так поздно? - по учительской привычке допытывалась сестра.
-Нет у них другого времени, - пожала плечами я.
Так она этого и не поняла, но, впрочем, я вовсе не о ней. Иногда я элементарно забывала, где у меня лежит ключ от квартиры - вот времена были, а? Ах, ностальгия… Друзья забегали частенько, но праздники, а особенно Новый Год - это совсем другое дело. Тут все было официально - мы заранее договаривались, кто придет и во сколько. Это было важно - я ж должна знать, кому и сколько подарков делать, правда? Ну, и я вовсе не подряжалась готовить на всю толпу, поэтому, опять же, мы заранее договаривались, кто приходит помогать, а кто просто приносит что-нибудь вкусненькое с собой. Так что без предварительного сговора никак нельзя было обойтись.

Самый веселый и шумный Новый Год мы отмечали, когда средней дочери было лет одиннадцать (вот плохая у меня память на годы. Числа помню, а в котором году что произошло - извините, это не ко мне. Но ведь это и не особо принципиально, я думаю). Тогда еще не весь народ уехал в Землю Обетованную, многие оставались здесь. Я уже успела расстаться с первым мужем, пусть ему земля будет пухом, решить вопрос с квартирой, навеки поссориться и снова помириться со вторым, так что праздники предстояли замечательные. И у нас с дочерью "попер креатифф". Мы тщательно и любовно выбрали подарки всем предполагаемым гостям - недорогие, но непременно с учетом вкусов и интересов, нарисовали огромную и яркую стенгазету, главным пунктом которой, помимо самого наступающего Нового Года, был "сбор средств в фонд вспомоществования девочки К." - с соответствующими обоснованиями в прозе и стихах и коробочкой для сбора этих самых пожертвований, прикрепленной под воззванием. А самым незабываемым моментом того праздника была, конечно же, лотерея. Предполагалось, что она будет беспроигрышной, но народу пришло раза в три больше, чем мы рассчитывали, так что и проводить лотерею пришлось в три этапа. Разумеется, главным в той лотерее (тряхнула я студенческими воспоминаниями) были девизы для выигранных шуточных призов. Всего я за давностью лет не помню, запомнились только несколько девизов. Я сшила из старой простыни огромный, пардон, бюстгальтер номера эдак пятнадцатого, и к нему прилагался девиз: "Каждый искал в ней любви и покоя и на груди у нее засыпал". К пачке сигарет полагался девиз: "Загнанных лошадей пристреливают, но наша фирма предлагает новый патентованный способ уничтожения загнанных лошадей". К бутылке минералки: "Кто больше пьет, тот и умней, тому живется веселей". Ну, и апофеозом стал пластмассовый ночной горшок за 90 копеек с девизом "Не в свои сани не садись".

Стол мы с дочерью тоже сделали изысканный, один куриный рулет чего стоил. Правда, хорошо, что гости не видели сам процесс приготовления - омлет, который закладывался в рулет, я по привычке сделала пышным, а это было ошибкой - когда я начала закручивать его в курицу, он пополз во все стороны, падал на стол и на пол, дочь сметала его разве что только не веником и запихивала обратно, и мы много хохотали. Рулет, кстати, пользовался особым успехом))

Я нарядилась Дедом Морозом - это очень просто, достаточно было нацепить красный фланелевый домашний халат, лыжную шапочку с куском ваты на макушке и привязать к подбородку дочкину белую майку вместо бороды. Посох у меня тоже был - тросточка из Германии, покупалась специально, чтобы клеить на нее медальоны с гербами городов. А уж опыта мне было не занимать стать - когда папина Снегурочка переквалифицировалась в Бабу-Ягу, папа иногда брал меня халтурить на городских елках, где мы с ним вдвоем забивали любых массовиков-затейников. Те прятались в уголок и сидели там, пока Дед Мороз со Снегурочкой не убирались на другую елку.
Снегурочкой мы нарядили самого высокого из гостей, под два метра ростом. Он накинул себе на плечи дочкин синий фланелевый халатик, что смотрелось особенно эффектно, и повязал голову косынкой. А усы… что, вы никогда не видели Снегурочку с усами? А я видела. Смотрится отлично.

Мы со Снегурочкой дуэтом исполнили песенку на мотив "В лесу родилась елочка" с жутким текстом, найденным мной у людоведа и душелюба Евг. Сазонова из "Литературки". Слов я, конечно, не помню, но смысл в том, что все умерли, а вокруг черепа. Дуэт пользовался бешеным успехом. Потом мы раздавали подарки, и не только наши - подарками запаслись все гости. Хлопушки, конйетти, серпантин, к нам явились ряженые - цыганский хор и еще кто-то, почему и пришлось проводить лотерею в три этапа, а ночной горшок пошел за главный приз. Коробочка быстро наполнялась деньгами, и дочке тогда насыпали в общей сложности рублей пятнадцать - по советским временам очень большие для ребенка деньги.

Восторгам не было конца, и этот Новый Год я помню особенно живо, потому что именно после него все постепенно пошло на убыль. Мы поменяли квартиру, родился ребенок Дарья, скончался СССР, магазины моментально опустели, появились бесконечные простыни талонов, отоварить которые можно было, только отстояв длиннейшую очередь (я хорошо помню, как мы со средней дочерью два с лишним часа стояли в очереди, чтобы не пропали талоны на гардины), в общем, что я вам рассказываю? Кто жил тогда - помнит. Кто не жил - представить все равно не сумеет. Страну покинули последние друзья, начались и мои семейные сложности, короче, Новый Год медленно, но верно, переставал приносить радость, скорее, превращался в головную боль. Дочь ждала привычного праздника, подрастала Дарья и тоже хотела радоваться, а я радовалась все меньше. Стало очень сложно накрывать хороший стол, почти невозможно купить подарки - какой уж тут праздник?

Потом все как-то понемногу наладилось, но искра, искра праздника уже погасла. Во всяком случае, во мне. Или завод кончился, не знаю. Теперь полки магазинов ломятся от продуктов и товаров, везде и всюду горят разноцветные гирлянды и висят игрушки и мишура, но нет уже того лихорадочного предпраздничного настроения, и не хочется ничего придумывать, и не хочется шить себе специальное новогоднее платье - яркое, с блестками, на один раз, зато такое, что ахаешь, глядя на себя в зеркало. И макияжа не хочется, и на городскую елку идти после двенадцати ночи - что там делать, все пьяные, а я пьяных терпеть не могу. И мороза почему-то в новогоднюю ночь давно не бывает, наоборот, появилась народная примета - если все вокруг тает, грязно и идет дождь, значит, на носу Новый Год. А раз нет мороза, значит, и на горке возле елки не покатаешься, как когда-то, когда мы с подругой, радостно-возбужденные после новогодних возлияний, катались с нее на картонке, причем подруга была в новенькой дубленке и лайковых перчатках, которые и разодрала в клочки (и даже не расстроилась), а я ободрала на нет шпильки новых зимних сапог и тоже ничуть не расстроилась, потому что нам было очень, очень весело. Уже нет первого января в восемь утра (какой идиот придумал?) елки в городском Доме офицеров, и не нужно, спотыкаясь и пошатываясь, вести на нее детей, поправлять на них маскарадные костюмы, а когда они встанут в хоровод, не нужно бежать в ближайший магазин за обязательной бутылкой любимого когда-то "Белого аиста" и жадно глотать его прямо из горла в фойе Дома офицеров под сочувственные взгляды остальных мучеников-родителей.

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

А в последние два года мы и елку не наряжали, потому что в доме появились кошаки - повалят и побьют любимые, бережно хранимые игрушки. Ставишь ветку для запаха и Деда Мороза, чтобы было, куда положить подарки. Да и подарки... Какой интерес разворачивать то, что сама же день назад аккуратно завернула? В новогоднем подарке должен быть сюрприз.
И остался из всех традиций только новогодний стол, на котором вот уже много лет подряд обязательно должны стоять стандартный мясной салат, рыбный салат, фаршированные грибами яйца, селедка под шубой и торт. Лично я бы (признаюсь по секрету) и этого не делала, а в халате и тапочках выпивала бы рюмочку "Бейлиса" под звон курантов, да и хватит, но что-то же должно остаться у Дарьи? И поэтому мы исправно застилаем стол еще немецкой новогодней скатертью, ставим на него салаты, и в девять вечера - в полночь по Надыму, где живут моя средняя дочь и внучка Сандра, мама и сестра, племянница и внучатые племянники - встречаем Новый Год в первый раз. Потом мы встречаем его по английскому времени - в Англии тоже живут друзья, по московскому - старшая дочь, папа и остальные родственники в Казани, и среднеевропейскому - друзья. Мы всех заочно поздравляем с Новым Годом - дозвониться или выйти в интернет в новогоднюю ночь все равно невозможно, потом встречаем и наш, белорусский Новый Год, смотрим скучнейшую новогоднюю программу по телевизору и ложимся спать.

М-да… картинка. А ведь так оно и есть. Куда что девалось, а?
И вот я думаю - может, жизнь потому и потеряла драйв, что из нее исчезли традиции и ритуалы? Может, имеет смысл попытаться их возродить? И тогда все снова обретет яркие краски?.. Не знаю, не знаю, но попробовать, наверное, стоит.

Что-что вы говорите? Ах, где тут про любовь? Ну, не знаю, мне казалось, что тут каждое слово - про любовь. Перечитайте еще раз, и вы обязательно это увидите.

С наступающим вас! Счастья, радости и любви в ваш дом!

From: [identity profile] polina98.livejournal.com


Улыбка во всех рот от прочтения первой половины третьей части плавно съехала на бок и трансформировалсь во всхлипывающую гримасу...
Елена, я Вам от все души желаю душевных сил и чудесного настроения в наступающем году! И любви, конечно же! И удачи! И благополучия!
И ... (эгоистичное) множества новых произведений на радость всем нам!
С наступающим!

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Спасибо за добрые пожелания.
Пусть у вас все тоже будет только хорошо. А писать я обязательно буду - мне, видите ли, легче писать, чем не:))

From: [identity profile] shumilka2.livejournal.com


Согласна, весь пост о любви! С такой ностальгией прочитала... и с улыбкой.
Сначала радостной, потом - грустной:) Спасибо!

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Вам спасибо за то, что прочли и добро отозвались:))

From: [identity profile] shumilka2.livejournal.com


Мы ж на ТЫ перешли, вроде... Оно сердцу милей:)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Ой, и верно. Я вечно забываю, но мне простительно - склероз-с:))

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


И тебе. А сестра твоя, смотрю, так и не прочитала, а ведь ее это очень близко касается.

From: [identity profile] kil-dybey.livejournal.com


Я недавно разбирал старые бумаги, и нашёл..... неотоваренные талоны на спиртное. На ИБэй что-ли выставить :о)

Сыну показал, он так и не понял что это за бумажонки.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Господи, какое счастье, что все это в прошлом и что наши дети (внуки) уже не понимают, что это такое...

From: [identity profile] marg-f.livejournal.com


Какие славные воспоминания, Лена!
И ведь правда, главное, чтобы в душе был праздник, а если его там нет - никакой календарь не поможет...
Даешь праздники в душЕ !( можно и в дУше:)


From: [identity profile] pristalnaya.livejournal.com


Лотерея суперская! Выберу время - почитаю всё остальное!:))

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Лотерея да. И очень веселая. Мы, понимтся, тогда перелопатили кучу всяких песенников и всякого такого, чтобы подобрать хорошие девизы. СНачала искали девиз, потом под него покупали выигрыш:)

From: [identity profile] loi-scorpio.livejournal.com


Ой как здОрово :) По ссылке из поста про новый год у [livejournal.com profile] yegozza зашла к Вам, и на одном дыхании прочитала все три части :)
Просто слов нет :) И детство, и те ощущения напомнили, и юность, и даже нынешнее ощущение нового года... Примерно такое же :)
Спасибо за эти чудесные рассказы :)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Вам спасибо, что прочитали.

У меня в самом верхнем посте ссылки на некоторые мои посты, если интересно:)

From: [identity profile] cynep-npu3pak.livejournal.com


жуткая песенка была, случайно не:
Декабрь зловещий подходил
К черте другого дня,
И сын у матери спросил:
- Где ёлка у меня?
- Пойди дорогой на закат
И сердце успокой,
Где ждёт тебя твой старший брат
Под гробовой доской.
Где "баю-бай" поёт метель
Из стали и свинца,
С корнями выдернешь ты ель
Из черепа отца.
- Иди,- ему сказала мать.
И хлеб с вином дала.
- Иди, тебя я буду ждать,-
И тут же умерла.
- Прости, родная сторона,
А я тебя простил.
Он выпил горького вина
И ногти отрастил.
И в нём священный огнь взалкал,
Ведя его судьбу,
Он днём повозку слёз толкал,
А ночью спал в гробу.
И там, где выжглась ночь дотла,
Где филин звал гостей,
Там ель могильная росла
Одна среди костей.
Как смерть, он к ёлке подлетел,
Вонзил в неё металл.
И волк от страха околел,
А заяц дуба дал.
Он через тысячу дорог,
Через озёра слёз
Приполз домой без рук, без ног
И ёлочку принес.
Она в гирляндах их костей
На праздник к нам пришла...
...И много, много радости
Детишкам принесла.

(цитирую по памяти) тоже было в литературке :))
а кто на фоте??

мне кажется, для ритуалов семья должна быть полной, а дети - малыми. мой сынишка лет до 25-ти упорно праздновал НГ с нами, уходя к друзьям только после полуночи :)
у нас ритуалы есть, даже сейчас, когда он отдельно - мы заранее обмениваемся подарками и кладём их под ёлками каждый у сеюя. у нас тоже только веточка на недостижимой высоте из-за котов :)) и в 12 часов распаковываем, и это всегда сюрприз! ведь я получаю подарки от мужа, сына, мамы, девушки сына, а они - тоже получают от всех нас.
только вот за стол мы садимся часов в 8 вечера, ведь надо проводить старый год! а в 12 остаётся только открыть игристое вино, всех поздравить, развернуть подарки, посидеть, ожидая что-нить путное от дебилизатора, а потом - идти спать, ведь ходить мне нынче проблематично.



From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Дадада, та самая песенка!:)))
На фотографии две мои старшие дочери в нежном возрасте. Как раз на елке в Доме офицеров в 8 утра первого января:)) Там на Снегурочку без слез невозможно смотреть:)

Я думаю, для ритуалов еще в семье должно тепло сохраняться, а когда его нет, ничего и не будет.

From: [identity profile] cynep-npu3pak.livejournal.com


дарю песню! я её наизусть запомнила, до того впечатлилась в своё время ;)
ага, очень такая характерная фота, обожаю! :))

ну да, конечно, должны быть отношения. но вроде ритуалы - двухсторонняя дорога: они поддерживаемы отношениями и они поддерживают отношения, не?

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Видимо, в какой-то момент одних ритуалов становится недостаточно. Их нужно чем-то подпитывать.

А песенка эта у меня долго лежала вырезанная из литературки, а потом в переездах затерялась.
.

Profile

snake_elena: (Default)
snake_elena

Most Popular Tags

Powered by Dreamwidth Studios

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags