snake_elena: (lady)
([personal profile] snake_elena Dec. 4th, 2006 01:34 am)
О ЛЮБВИ, АНГЕЛАХ, НОВОГОДНЕМ СНЕГЕ, РАЗНОЦВЕТНЫХ ЛАМПОЧКАХ И ВАЖНОСТИ РИТУАЛОВ И ТРАДИЦИЙ.


Что-то праздников стало многовато, календаря уже не хватает. На каждый день приходится праздник, а то и не один. Чего только душенька пожелает - и тебе международные, вроде женской солидарности или защиты детей, и тебе внутренние, вроде Дня Победы, и для служебного пользования - день химика, например, или день работника коммунальной сферы (что, нет такого праздника? Да быть того не может!). И день леса, и день десантника, и день защиты животных, и день сурка, и религиозные наконец-то появились, и даже международный день переводчика (чин-чин, коллеги!). Ну, и такие чисто национальные, как Старый Новый год… В общем - празднуй не хочу. Сколько влезет (и в прямом, и в переносном смысле слова).
И у каждого, конечно, есть самый свой праздник. У кого-то это День милиции, у кого-то - день рождения (кстати, вот забавная вещь! В ранешние времена главнее был вовсе не день рождения, а именины, попросту говоря - день ангела. Его обязательно праздновали, и все знали, у кого когда именины. А нынче не всякий знает, когда следует отмечать день своего ангела.
Свой день рождения я, честно признаюсь, и вовсе не люблю. В последний раз я с удовольствием праздновала восемнадцатилетие, а после него как-то сразу почувствовала, что всякий год становлюсь старше. И все очарование пропало. Не люблю, нет. И не отмечаю, хотя - противоречива и непостижима душа человеческая - с удовольствием принимаю поздравления от близких мне людей.
Дни рождения любят отмечать дети. Им еще невдомек, что с каждым прошедшим годом они становятся все старше и старше. Не помню, у кого это я прочитала жутковастенькую в своей простоте фразу - "первый шаг человека есть его первый шаг к смерти"? Вот так и дни рождения. Что мы, собственно, празднуем? Собственное старение? Но детям, повторюсь, этого еще не понять, да и ни к чему. Они видят в этом празднике только ничем незамутненную радость бытия, чувствуют, что именно благодаря ему появились на этот свет, в такой большой, полный секртеов и радостей мир. Им несут подарки, их поздравляют - и это счастье, которое грех испортить. Когда мои дочери были еще маленькими, на каждый день рождения я рисовала им огромные нарядные плакаты с поздравлениями (это я-то, у которой в школе была единственная двойка - по рисованию! Но ведь это неважно, когда речь идет о таких замечательных человечках, правда?) И плакаты, между прочим, получались роскошными, с портретами виновниц торжества и яркими буквами. Везде развешивала воздушные шарики, обязательно приглашала "детских" гостей, придумывала для них викторины, играла в шарады, в "барыня-барыня", в садовника и даже в "колечко-колечко, выйди на крылечко". Непременно сочиняла какие-нибудь особые детские коктейли с трубочками и "инеем" на ободках. Детям ведь главное не обильное угощение, а что-нибудь эдакое, необычное. Маленькие пирожные на один укус, печеньки, бутербродики-канапе со шпажками. "Взрослые" коктейли как нельзя лучше вписывались в эту программу. К сожалению, небольшие размеры не позволяли устраивать поиски клада, но подарок на тумбочке перед кроватью и яркая открытка к нему создавали незабываемую атмосферу праздника с момента пробуждения. И - традиционно! - в детский сад, а потом в школу они обязательно носили не стандартный кулек с конфетами, а несколько тщательно оберегаемых пакетов с испеченными мною накануне пирожными безе. Средняя дочь как-то недавно рассказала, что ее дня рождения в классе ждали с особым нетерпением. И не потому, что безе в те времена было чем-то необычным, а потому что - традиция! Помню, на один из первых дней рождения старшей дочери родственница принесла кучу копеечных подарков - куколку за 10 копеек, шарики, еще что-то в этом роде, и ее подарки имели неповторимый успех. Для ребенка ведь дело не в цене, а в количестве, а тут тетка вынимает один подарок за другим, один за другим... Глаза горят, хвост трубой - ой, что у нее еще в сумке есть?!!! Я взяла эту идею на вооружение и всегда старалась делать МНОГО подарков, не гонясь за ценой. А чем старше становилась дочь, тем интереснее было заранее исподволь выяснить, о чем она мечтает (ну, в пределах разумного, разумеется), и подарить ей именно это.
Я вообще всегда любила делать подарки. Получать их приятно, спору нет, но уж дарить… И видеть в глазах счастливую благодарность, неважно, ребенок перед тобой или взрослый.
В ГДР, где мы провели пять замечательных лет, я познакомилась с Пасхой и Рождеством. По тамошнему, а не по православному календарю. Тоже всегда праздновали, и дело было вовсе не в религиозной подоплеке этих праздников, а опять же в ритуалах и традициях. Так здорово перед Пасхой (Oster! Oster!) поставить в воду веточки, чтобы они выпустили зеленые листочки, и развесить на этом Osterbaum разноцветные пластмассовые яйца. Сразу меняется атмосфера в доме. Ну, и куличей напечь, яйца покрасить - это святое. А потом нарядно накрыть стол, пойти погулять среди праздничной толпы… Пару лет после возвращения в Союз я еще украшала "пасхальное деревце", а потом традиция как-то незаметно сошла на нет. Почему-то неитересно было делать это, когда больше никто не делает. Так и валяются где-то полосатые пластмассовые яйца, забытые и никому больше не нужные. А жаль.
Ну, а Рождество в Германии - это вообще грандиозный праздник. Ярмарки, сладкая вата, яблоки в карамели, карусели, горячий глинтвейн… Елка, которая ставится хотя бы за неделю до 24-го декабря. Новогодняя ночь на этом фоне проходит у немцев почти незаметно. Но это у немцев, а для меня Новый Год всегда был самым любимым праздником, с раннего детства.
Это таинство. Есть в нем что-то такое… неуловимое. Ну, и Дед Мороз, конечно, и Снегурочка, и раз-два-три, елочка, гори, это все понятно. Это все атрибуты праздника, без которых он будет уже не он. Достаточно сказать - "погоды нынче какие… новогодние" - и любой нормальный человек мгновенно поймет, что на улице легкий, совсем легкий морозец - градусов 5-8, не холоднее, и медленно и торжественно падает снег. Крупными хлопьями. И никакого ветра. Гулять по такой погоде одно удовольствие - и не замерзнешь, и зима чувствуется, и снег навевает самые романтичные мысли.
Новый Год в родительской семье всегда отмечался ярко и весело. Жили мы совсем не зажиточно, а попросту сказать - бедно. Одно из самых ярких и болезненных воспоминаний детства - как мама послала меня в магазин за котлетами по пять копеек штука, а я, решив сделать сюрприз, купила шницелей по восемь. Эти шницели вспоминались мне очень долго… Но папа мой считался Дедом Морозом номер один в Казани и во время новогодних елок был нарасхват. Детские сады, предприятия, планетарий - несть числа елкам, которые не представляли себе праздника без моего папы. (Если бы не эти новогодние праздники, не знаю, как бы выживала наша семья - именно на эти деньги совершались все относительно крупные покупки). И конец декабря - начало января были самыми сытными и благополучными днями года. Новый Год прочно ассоциируется у меня с обилием мандаринов, шоколадных конфет и грецких орехов из подарков, которые обязательно преподносились Деду Морозу для его дочерей помимо платы за работу. (Между прочим, шоколадные конфеты в детстве я ела только в Новый Год и на день рождения свой и сестры). Тогдашние подарки были не чета нынешним - нарядные пакеты буквально ломились от вкусностей. У меня хранится фотография, где мы с сестрой стоим рядом под елочкой, и я - тогда еще пухлое дитя лет четырех - крепко, двумя руками обнимаю пакет. Одной я бы его не удержала.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
Сластей было так много, что родители устраивали праздник и для детей с нашего двора - их родители жили как бы не бедней нас. Каждому дарили пакетик с мандаринками, конфетами и грецкими орехами. Думаю, что и они помнят эти елки до сих пор.
И папа, будучи приверженцем традиций (думаю, это у меня от него), на новогодний стол обязательно покупал гуся, бутылку шампанского и бутылку коньяка. Он сам выбирал елку и сам вешал на нее гирлянду в виде свечек с разноцветными лампочками, а еще верхушку. Верхушка у нас была потрясающая, с дореволюционных еще времен: с ангелочком, медальоном, на коем были нарисованы ясли и младенец Иисус, над которым склонилась Богородица, и с колокольчиками. Под ними зажигались свечки, крутилась вертушка, палочки ударяли по колокольчикам и они нежно звенели… На этом папин вклад заканчивался, и елку украшали уже мы втроем. Игрушки хранились в старом картонном зеленом чемодане, и все игрушки мы знали наизусть. Самые шикарные, конечно же, были на прищепках - Князь Гвидон, Снегурочка, Уточка, Зайчик. Был заснеженный домик, были ракеты, были красивые шарики и грецкие орехи... Каждую игрушку мы встречали с восторгом, здоровались с ними и уважительно вешали на елку. Дождик, мишура, гирлянды флажков по всему дому, снежинки, вырезанные самолично из бумаги - все это создавало атмосферу праздника за несколько дней до него. Гирлянду папа тоже включал сам, под обязательное "раз-два-три, елочка, гори" и визги восторга.
Ну, и сама новогодняя ночь тоже проходила ритуально. Мы с папой шли на елку в Тукаевский садик, катались там с горок, пели и плясали с другими гуляльщиками, а потом возвращались домой. Мама с нами никогда не ходила, отговаривалась усталостью, и только став взрослой, я сообразила, что кто-то же должен был положить подарки под елку, вот она и оставалась дома. Мы возвращались, мчались к елке, а там! Там!!! "Мама, смотри!!" И мама всегда искренне поражалась и расстраивалась - ну как же так, она опять не увидела, когда приходил Дед Мороз.
Вот смешно, правда? Мы с сестрой отлично знали, что наш папа "морозит" на елках, но это не мешало нам с ней всей душой верить в другого, настоящего Деда Мороза. То есть теперь-то я думаю, что мы с ней понимали: папа на елках - это работа, а вот Дед Мороз с подарками - это волшебство. И лично я верила в это волшебство очень, очень долго. Уже став постарше, я сама заворачивала в папиросную бумагу кусочек сыра - любимое лакомство - для нашего кота Фомы, клала его под елку и потом "удивлялась", когда Фома безошибочно находил свой подарок, а вот в том, что наши подарки приносит настоящий Дед Мороз, по-прежнему не сомневалась. Странно работают детские мозги…


Если кто захочет, я продолжу.

Часть вторая

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com


Хорошо, празднично, от души... Жаль, что наши дети больше не верят в Деда Мороза. :( Может, внуки придут им на смену? :)

Насчет новогодних подарков не поняла: "Тогдашние подарки были не чета нынешним - нарядные пакеты буквально ломились от вкусностей". Один мандарин, одна маленькая шоколадка, пачка печенья и леденцы-голышки - вот и все наши "вкусности". Тоже, конечно, радость превеликая, но уж не чета нынешней роскоши подарков: на любой вкус и на любой кошелек.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Нет, Тань, сколько помню елок и подарков в Казани - пакеты огроменные всегда были, по полкила мандаринов, по килу конфет отличных, и грецкие орехи, и всякого-разного навалом. Без дураков, честно. Я ж говорю - фотография есть, где я стою - из-под стула не видно, а пакет чуть не с меня ростом и толщиной. Почему и делали дворовым детям каждому (!) по подарку - было из чего.
А вон Дарье в школе до четвертого класса дарили подарки от гороно или от горисполкома, не знаю, короче - от государства, так вот там точно - два леденца и три печеньки. Я когда в первый раз увидела, аж ахнула, потому что помню подарки своего детства. Другое дело - сами родители, но это ж не на общественной или производственной елке, правда? И не в детском саду. И всем, заметь, одинаковые - ну, в смысле на одной и той же елке.
Так продолжать или не стоит?

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com


Лен, но я-то тоже хорошо помню свои подарки. :) Не перестаю удивляться разности между регионами, короче.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Ну да, это уже не в первый раз такие крайности между твоими и моими воспоминаниями. Удивительно, на самом деле. Может, все-таки сыградо свою роль то, что Казань была как бы столицей Татарстана? Хотя сам город жил в такой же нищете, как и все остальные, если не хуже - в Горьком, помнится мне, с продуктами было значительно лучше, чем в Казани. Поди пойми, в чем причина.

From: [identity profile] vadim-i-z.livejournal.com

Чуть не забыл!!!


Завтра в 9.20 по СТВ повтор субботней передачи "Рождённые в СССР".
Тема: "Моё детство прошло в ГДР" (о детях военнослужащих).

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com

Re: Чуть не забыл!!!


В 9.20 утра? Ой, мама!
Спасибо большое, нужно, наверное, посмотреть. Хотя я-то была не детем совсем, а наоборот, взрослой дамой, офицерской женой:)))

From: [identity profile] vadim-i-z.livejournal.com

Re: Чуть не забыл!!!


Довольно любопытный цикл, кстати. Ностальгический. Хотя кто-то скажет, что там собираются совки...
Первый эфир у них по субботам примерно в 15 часов.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com

Re: Чуть не забыл!!!


Ну вот видите, я как ТВ практически не смотрю, так и программку не изучаю никогда:(( Но встать к 9.20 утра - это подвиг, конечно.
А что совки собираются - ну что ж, я тоже ностальгический совок, хотя и без фанатизма:))) Почти вся жизнь прошла "там", что ж поделаешь.

From: [identity profile] chele-sta.livejournal.com


Леночка, прекрасно написано, читаю - и улыбаюсь, читаю - и слёзы на глазах. Вы умеете создать атмосферу волшебства.
Продолжайте, пожалуйста. Кстати, если есть возможность, хорошо бы выложить фотографии детских лет или на Ваш выбор.
Спасибо!

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Спасибо, конечно, но я сама перечитала и осталась очень недовольна. Похоже, что я утратила ту небольшую искорку, которую имела. Надеюсь только, что не навсегда, а на время.
ЗЫ: вторая часть вроде поприличней получилась.

From: [identity profile] oksana-abbi.livejournal.com


Очень трогательно! Новым годом "запахло"-елкой и мандаринами.
Зы. Мой десятилетний сын искренне верит в Деда Мороза....минус- он заказывает такие подарки, что весь январь концы с концам сходиться отказываются категорически :)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Ну, может, как-то ему объяснять заранее, что у Деда Мороза кошелек тоже не бездонный?:))

From: [identity profile] oksana-abbi.livejournal.com


Да муж уже в этом году пытается внедрить революционную идею, что Дед Мороз подарки приносит, но деньги на эти подарки дают родители (после очередного заказанного подарка), но пока не особо успешно.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Ну, что-то в этом роде. Или сказать, что Д.Морозу приходится делать так много подарков, что он просто не в состоянии все их оплатить, особенно слишком дорогие.
Удачи:))

From: [identity profile] shumilka2.livejournal.com


Дивно написано! И атмосфера новогодняя, и предвкушение чуда, и воспоминание о милом сердцу детстве, со своими огорчениями и радостями...
Продолжения, конечно же, жду!:)) Спасибо!

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Пожалуйста:)) Рада, что понравилось. Читай вторую часть.

From: [identity profile] polina98.livejournal.com


Елена, как всегда - очень проникновенно и до боли знакомо... :) Новый Год, детство, подарки под ёлкой - все мы оттуда.
Особое Вам спасибо за "детские дни рождения"! Возьму на вооружение идеи - с плакатами и про "много мелких игрушек" :). И не сказать, что я про это не знала, но Вы как-то по-особому об этом рассказали, с большой любовью... :)
Про Германию - очень интересно. Ничего не знала про тамошние обычаи. Про "пасхальное деревце" и яблоки в карамели.
Продолжайте, пожалуйста!

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Уже:))
А детские дни рождения я вообще всегда любила. С детьми играть очень интересно, живые картины устраивать, в фанты и все такое:))

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com


Ну, пакеты у нас были примерно такого же размера (гос. стандарт, наверное), вот только они были наполовину пустыми...

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Ну, а у нас - сама видишь, пакеты набиты очень плотно. Кстати, г-н карусельщик вспоминает, что у них тоже были очень богатые новогодние подарки, не то что нынешние (это при достаточно полных магазинах сейчас). Так что, видимо, зависело от региона или от властей региона, что в общем-то одно и то же. Хотя магазинные полки в Казани были пустыми.

From: [identity profile] lora-ray.livejournal.com


Есть дети которые верят в Деда мороза.
Купила внучке на Новуй год огромную раскраску.
Несколько дней назад спрашиваю, всю ли она расскрасила, которую я подарила?
Она удивлённо на меня посмотрела: "Не ты, а Дед Мороз..."
Такой казус...

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com

Эх, бабушка, шо ж ты так опозорилась:)))


По мне, так дети обязательно должны верить и в Деда Мороза, и в Снегурочку, и в прочих леших... Иначе у них не будет ни фантазии, ни воображения - сплошной рационализм, а это не есть хорошо.

From: [identity profile] polina98.livejournal.com


Моей старшей дочке 8 лет. До сих пор верит. Я уже, честно говоря, начинаю побаиваться - это нормально? Все-таки 9-ый год... Потом как раскусит родительский обман, как разочаруется... :(
Помню, как пыталась разрешить их спор с подружкой, а та действительно - голый рационализм! Так подружка утверждала, что подарки покупают родители, а моя настаивала на ДМ. И я между ними. Вот и выкручивайся! Пришлось с невозмутимым видом вещать, что если ребенок не верит в существование ДМ, так он и не приходит...

From: [identity profile] lora-ray.livejournal.com


Это нормально! Чем дольше в душе ребёнка живёт сказка, тем он счастливее. Чем позже ребёнка настигнет разочерование, тем легче будет ему всё объяснить...

From: [identity profile] polina98.livejournal.com


Спасибо, вы меня приободрили! :)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Ой, Полина, пусть верит, пока верится. Сказка - это лучше, чем нынешняя реальность. И дети, верящие в сказку, добрее и мягче.

From: [identity profile] beresclet.livejournal.com


здравствуйте. Спасибо большое за ваш пост ( хоть он и старый, мсне было очень интересно). А какие годы вы описываете? вот Новый год с гусем, шампанским, коньяком и конфетами - это когда было?

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Вам спасибо, что прочли:))

Ой, это было очень давно! То, что я уже помню хорошо - так это с начала шестидесятых прошлого века:)) До этого, думаю, было то же самое, но я толком не помню, маленькая еще была.

From: [identity profile] beresclet.livejournal.com


спасибо, что так быстро ответили:)
Я сейчас собираю материал для книжки про 1962 год. Как раз про новогодние праздники. Это мог быть 62 год?

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Запросто! Любой год с конца пятидесятых и до начала семидесятых, когда мы с сестрой уже обе уехали из дома в институт. Потом, когда у нас появились свои дети, мы иногда еще приезжали домой, и там ничего не менялось в смысле застолья. Папа у меня очень привержен традициям.

From: [identity profile] beresclet.livejournal.com


меня очень тронула история про шницели :)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Я уж бабушка давно, а помню это до сих пор.

From: [identity profile] beresclet.livejournal.com


О, да. это понятно. даже очень. я тоже какие-то события из своего детства никогда не забуду. Один раз подружка в 3,5 года всучила мне какую-то свою вещичку - небольшую ленточку. Я и брать-то не хотела, а она настаивала. Потом родители решили, что я её украла, и отправили меня ночью к подружке домой - отдавать. Я эту историю никогда не забуду. Теперь мама говорит, что они шли за мной и сторожили. Это был очень маленький научный посёлок. Наверно, совсем не опасный. Но было очень темно, и я была очень маленькой. А чувство несправедливости - очень большим. Особенно когда я пришла, а подружка смолчала, что я ничего не крала.
Теперь мне, конечно, уже не обидно. Но не забуду никогда.
:)
спасибо вам за рассказ. Я получила большое удовольствие.

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Ужас какой! Бедная маленькая девочка.
А вот такие несправедливости врезаются в память сильнее всего, между прочим.

Вам спасибо за отзыв. У меня, в принципе, много таких "вспоминательных" постов.

From: [identity profile] beresclet.livejournal.com


Елена, если я вдруг захочу процитировать ( разумеется, со ссылкой) вы не будете против?

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Нет, разумеется, не буду, цитируйте!
А что за книгу вы собираетесь писать? Мне очень любопытно.

From: [identity profile] beresclet.livejournal.com


это такая серия - типа " год такой-то" со всякими подробностями быта и событиями тех лет. Я ещё не знаю, буду ли :)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com


Ну, а почему нет? Это очень интересно. Я бы с удовольствием почитала.
.

Profile

snake_elena: (Default)
snake_elena

Most Popular Tags

Powered by Dreamwidth Studios

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags